КОМАНДА | АВТОР | ПРОИЗВЕДЕНИЕ | ИТОГ | МЕСТО | | СЗ | Техн. | Худ. ц. | Доп. |
«Леди Hooligun» | ∆ Елена Тютина  | ∆ 1-15. Про запас »»»Комм. Уважаемый автор, спасибо Вам за живых и достоверно прорисованных героев. Вот честно – глоток свежего воздуха после иного произведения, в котором самовлюблённая особа то сверху, то снизу величественно управляет мужчиной.
«Чтобы» – слитно. Глагол «вязли», как мне кажется, немного выбивается из общей гаммы: какой-то он незимний. В остальном – удачное и убедительное стихотворение с интересными образами, особенно хороши «местные святые, в которых не спят иуды», небо, скупо цедящее свет, и пассаж про ветер. | 12 | 1m | | 2 | 4 | 5 | 1 |
«Пишущие человечки» | ∆ Елена Шилова  | ∆ 2-4. Заложник памяти »»»Комм. Наконец-то стихотворение со стройной композицией и гладким изложением, в котором каждое слово на месте. На мой взгляд, это одна из лучших работ в финале. Спасибо за удовольствие от чтения! | 12 | 1m | | 2 | 5 | 4 | 1 |
«Баскерванцы» | ∆ Александр Коковихин  | ∆ 3-7. Душа »»»Комм. Жизненная зарисовка, щедро приправленная иронией и сочувствием к персонажу. «Отплатить за зло добром» в контексте описанных событий – замечательно.
Замечаний у меня немного. Первая строфа – для визуального чтения. На слух окончания -ой и -ый почти неразличимы, может возникнуть неверное понимание. Инверсии в основном считываются нормально, и лишь одна ощутимо царапнула: «жизни знаки». В ней ещё и выбор слова «знаки» неудачен (по-моему, здесь контаминация: «признаки жизни» + «подавать знаки»). После «знаки» потерялась запятая. В остальном – отлично.
Замечу ещё, что многим авторам не удалось органично встроить в стихотворение заданные слова, особенно «огромный». А здесь я вижу креативный подход: все слова не только на месте, но и являются смыслообразующими. | 12 | 1m | | 2 | 4 | 5 | 1 |
«Пишущие человечки» | ∆ Светлана Пешкова  | ∆ 3-11. Демобилизация »»»Комм. «Хватая припрятанный скальпель и йод» считывается буквально, из-за этого в финале получилось переигрывание, излишняя драматизация на грани расчленёнки, снижающая градус достоверности. В остальном – сильное, выверенное и убедительное стихотворение. | 12 | 1m | | 2 | 5 | 4 | 1 |
«Мафия Дойля» | ∆ Елена Лерак Маркелова  | ∆ 1-7. Дело № »»»Комм. Автор – прекрасный рассказчик. Чёткая композиция, гладкое, уверенное повествование, ни одного лишнего слова «для размера» или «для рифмы», стихотворение выдержано в едином стилистическом ключе. Огорчают лишь пунктуационные неаккуратности. Тема «не моя» (устала я от стихов о душах, покидающих тело во всевозможных катастрофах) – но о вкусах не спорят. | 10 | 2m | | 2 | 4 | 4 | |
«Лунохолмсы» | ∆ Селена  | ∆ 1-17. У тебя декабрь, у меня зима »»»Комм. Стихотворение изобилует «настроенческими» прилагательными, причастиями и наречиями, и, на мой вкус, некоторые из них избыточны и/или шаблонны, но в целом прорисовка настроения удалась на славу. Замечания у меня в основном мелкие.
Всюду снег, так похожий на рыхлый сухой крахмал
Первое – втычка для размера, второе – плеоназм, в котором как минимум одно из определений лишнее.
После «шаурмой» я поставила бы точку, но это не принципиально.
Чародействует стужа, дрожит мягкий свет фонарный –
он, как зимнее солнце, – неласковый, но живой.
«Мягкий» провисает без ударения. Прилагательные, разнесённые по разные стороны от существительного, – речевая неаккуратность. Запятые перед «как» и после «солнце» не нужны.
рад сугробам-безе, выкрутасам шальных метелей
Живой образ испорчен штампом.
Затуманенный мир нереален, душа статична.
Чем вызвана затуманенность? Из контекста это не понятно. Вроде бы, чуть выше по тексту у героев был чудесный сухой мороз...
Я, наверное, снулая рыба. Гляжу со дна
отрешённо на всё.
Неудачный переброс и неудачное построение предложения. «Отрешённо гляжу на всё со дна» и «Гляжу со дна отрешённо на всё» – два предложения с разными акцентами. Во втором акцентированное «на всё» выглядит как общее место, почти втычка. Заменить бы это «всё» чем-нибудь более конкретным, хоть тем же «миром» (убрав его двумя предложениями выше).
Бесполезные пустяки –
что январь, что февраль (параллельно). Возможно, прежде
Ни к чему здесь это «параллельно». Стихи – звучащая речь. Слушатель не увидит скобок, а услышит маловразумительную кашу: параллельно, возможно, прежде... После «прежде», кстати, недостаёт запятой.
Возможно, прежде
в прошлой жизни осенней, насыщенной и мятежной,
были мы рыбаками.
И опять определения, разнесённые по разные стороны от определяемого существительного. И много их, и нет собственно поэзии – такой, когда настроение рисуется парой точных штрихов, а не искусственным подбором подходящих слов «в тему и в рифму».
Сегодня мы – часть реки
подо льдом.
Странная формулировка. Считываю вначале: мы – та часть реки, которая находится подо льдом. Логика протестует: а что, есть ещё и часть реки надо льдом? Начинаю копаться, понимаю, что автор записал рыб в подлёдную часть реки. Вроде, и придираться смысла нет: у каждого своя логика. И в то же время формулировка «часть реки» сбивает с толку (это как «морковка – часть огорода» или «кастрюля с борщом – часть холодильника»). Переброс дополнительно затрудняет понимание. Если уж совсем не хочется избавляться от «части реки», то, наверное, есть смысл поставить после неё точку, А «подо льдом вставить в следующее предложение (после «в тишине»). Читательских метаний с нащупыванием смысла меньше будет.
Снег засыпал следы всех желаний крупой отравной.
Отчётливая втычка для ритма (особенно заметная после «на всё» несколькими строками выше).
Но в целом – и сама идея стихотворения, и прорисовка образов хороши, для меня это одна из самых запоминающихся конкурсных работ (поэтому и решила прокомментировать её подробно). | 10 | 2m | | 2 | 4 | 4 | |
«Мафия Дойля» | ∆ Ирина Суворова  | ∆ 2-14. Последнее слово »»»Комм. «Героев и трусов история смоет следы» – неудачная инверсия. В первый момент показалось, что речь идёт об истории героев и трусов, пару секунд пришлось распутывать предложение и ставить слова на место.
«... Связистам из бункера мрак отвечал тишиной» – кто/что в бункере: связисты или мрак? И с кем связывались связисты, неужели с полковником в отставке? Какой-то невнятный финал, а жаль.
Персонаж прорисован убедительно, лишь извинения показались мне перебором. Увлечённая чтением, грамматические рифмы я не сразу заметила – значит, за недочёт не считаю. | 10 | 2m | | 2 | 4 | 4 | |
«Кони в яблоках» | ∆ Яна Яблоко  | ∆ 3-8. Следы («Собаки превращаются в следы...») | 10 | 2m | | 2 | 4 | 4 | |
«Леди Hooligun» | ∆ Юрьевская  | ∆ 3-13. Звёздные щенки »»»Комм. «Тот-кто-кормит» я написала бы как имя собственное, с прописной буквы.
«Тот», «туда», «тот» – три указательных местоимения в трёх соседних строках. Многовато. Последнее желательно убрать.
Потом смирилась. Бросила искать.
Пусть время раны медленно врачует,
Ночами часто мучает тоска:
Собаки тоже слепо верят в чудо,
Что...
Неудачный фрагмент. Смысл нащупывается с трудом.
«Потом смирилась. Бросила искать. Пусть время раны медленно врачует...» – здесь вначале считывается, что смирившаяся с потерей собака позволила времени медленно врачевать раны. Потом, в ходе дальнейшего чтения и копания в пунктуации, приходит понимание, что, вероятно, подразумевался иной смысл: Несмотря на то, что время потихоньку врачует раны».
После «тоска» стоит двоеточие, т. е. вера в чудо подана как объяснение причины тоски. Нелогично.
Добрым словом отмечу работу с рифмой и психологическую достоверность. Несмотря на избитость темы, стихотворение вызывает эмоциональный резонанс. | 10 | 2m | | 2 | 4 | 4 | |
«Шерлоки на шпильках» | ∆ Ветровоск  | ∆ 3-17. Врачующий »»»Комм. Ну ведь совсем другой уровень, чем 3-15, правда? Живой язык, живые эмоции. Качественная, зрелая лирика.
Почти все строки написаны шестистопным ямбом с цезурой в середине стиха, опорные стопы – первая, третья, четвёртая и шестая. И лишь в трёх первых стихах – разброд и шатание. Жаль.
Чувствуется небольшой переизбыток личных местоимений, но цепляться к ним нет смысла. | 10 | 2m | | 2 | 3 | 5 | |
«Идущие по кривой» | ∆ Татьяна Вл Демина  | ∆ 4-1. Плоды баобаба »»»Комм. Но свадьба - это же мраки!
Если подразумевается кошмарное событие, ужас ужасный, то «мрак» – в единственном числе. Множественное употребительно в жаргонном выражении «уйти в мраки», аллюзия на которое здесь ни к чему, оно совсем из другой оперы.
Симпатичное, жизненное стихотворение с приятной иронией. | 10 | 2m | | 2 | 3 | 5 | |
«Внуки миссис Хадсон» | ∆ Neihardt  | ∆ 1-1. Первопроходцы »»»Комм. На мой взгляд, пароход, прогудевший в первой строке, сродни пресловутому ружью на стене в первом акте. Складывается впечатление, что странствовать и искать новые морские дороги герои отправятся именно на нём. В итоге весь пафос насмарку.
«За удачу до донышка выпит горячий грог» звучит как «за удачу Дадонышка...» – царь Дадон оскорбился бы...
В остальном – крепко сделанное, хотя и не очень запоминающееся, стихотворение с приятным финалом, в котором замечательно хороша двузначность слова «открытой». | 9 | 3m | | 2 | 4 | 3 | |
«Лохматые глюки» | ∆ Ирина Савинова (Glück)  | ∆ 1-8. Жестокая любовь »»»Комм. Эффект обманутых ожиданий удался на славу. Задним числом удивила «харизма» зуба. Выглядит как подрифмовка. | 9 | 3m | | 2 | 4 | 3 | |
«Шерлоки на шпильках» | ∆ Лана Юрина  | ∆ 1-9. Линия жизни »»»Комм. Первая половина стихотворения сильнее и цельнее второй.
Если уж «которые» заменяется в угоду размеру на «что», то желательно хотя бы следить за естественностью ударений: ударное «что» в первой строфе режет слух и акцентирует внимание на техническом недочёте. «Бог – срок» (да ещё и в соседствующих строках) – неудачная рифма. | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«Баскерванцы» | ∆ Вера Рехтер  | ∆ 1-10. Правдивое »»»Комм. В целом – хорошее, состоявшееся стихотворение. Непростая ситуация описана простыми словами. Чувства посетительницы понятны и вызывают моё сопереживание, но есть одно «но». В приведённых репликах и во всём её поведении я как раз и не увидела ни капли лжи. Даже если она в курсе, что перед ней безнадёжный больной, скрывает этот факт и свою тревогу и не лишает человека надежды, то в данной ситуации её слова и поведение абсолютно нормальны и честны: фокус на больном человеке, забота в меру своих скромных возможностей, никаких сказок о выздоровлении. «Правдивость» в данном контексте – это преувеличение, излишняя драматизация с акцентом на себе – в ущерб силе моего сопереживания. Вот такие ощущения.
Недостаёт одного дефиса (в «слов-пустоцветов») и двух запятых (в сравнительном и причастном оборотах). | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«Пишущие человечки» | ∆ Михаил Любавин  | ∆ 1-16. Герой своего времени »»»Комм. Финал приятно удивил. Я-то думала, опять будет что-нибудь про нелёгкую стариковскую судьбу.
Вот этот фрагмент показался мне неудачно сформулированным: «Он бурчит, что сегодня не та молодёжь, // Раньше были герои, но где их найдёшь. // А сейчас – анимешники, готы...» «Но где их найдёшь» должно иметь чёткую привязку к современности (навскидку: «Теперь – не найдёшь»). И «а» из следующей строки надо бы убрать, т. к. противопоставления в этом месте быть не должно. Вместо неё напрашивается что-нибудь со смыслом: «Кругом всяко-разные анимешники, готы...» | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«Лохматые глюки» | ∆ Арчибальд Лохматый  | ∆ 2-8. Блудный сын »»»Комм. Пронзительное стихотворение, но неудобоваримый синтаксис затрудняет понимание. | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«Лунохолмсы» | ∆ Воскресенский  | ∆ 2-17. Окна »»»Комм. Просто и хорошо, с приятной аллюзией на «Дом, который построил Джек». Но что здесь происходит с временами? Прошлое и настоящее как-то странно смешаны. «Вобрав» вызывает сомнения: всё-таки стёкла отражают свет, а не вбирают. «Счастье» уместнее было бы написать со строчной буквы: смысл прежний, но не так пафосно, не выбивается из стиля. Пассаж про маркет – прекрасная ирония, браво! | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«ВарвАры Конана» | ∆ Антания  | ∆ 2-19. Ты просто поверь »»»Комм. Убедительная лёгкая депрессия, нарисованная симптоматичными штрихами. Убедительная саморефлексия лирического героя. Снежинки, появившиеся раньше зимы, – замечательно. А вот «стая чёрных мыслей – сорвавшихся псин» – стилистический перебор, и будущее время вместо настоящего немного странно выглядит. Будь моя воля, я убрала бы кусок от «догорает закат» до «сорвавшихся псин» или даже до конца. «Прожить бы, не беря у надежды взаймы» – вполне яркий финал, приглашающий читателя к размышлениям.
Цветок орхидеи – это то, что распустилось на цветоносе, на худой конец – цветонос с тем, что на нём распустилось. Всё растение целиком – орхидея. Цветком растение тоже можно назвать, но лучше делать это вне уточняющих родовых рамок. | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«Бейкерс-трио» | ∆ Daugava  | ∆ 3-19. Письмо брату »»»Комм. Две первые строки – непонятно о чём и зачем, они как бы не отсюда и сами по себе. Остальное – хорошо. Финал пронзителен (правда, я не поняла цели лжи). | 9 | 3m | | 2 | 3 | 4 | |
«Бейкерс-трио» | ∆ Ульяна Валерьевна  | ∆ 1-2. Титры »»»Комм. Общий смысл стихотворения считывается, но в деталях я запуталась.
В паре двусмысленных мест не сразу удалось понять правильный смысл: «Это последний шанс до тебя докричаться. // Были другие, но канули в Лету» (другие шансы?), «Не осталось живых в этом чате // шифоньерных скелетов» (в чате не осталось живых шифоньерных скелетов?). «Парами выходящих из зала» – тут я до сих пор не уверена, «пáрами» или «парáми», склоняюсь к первому варианту. И не очень понятно, кто из героев живой, а кто неживой (или это вообще не про героев?). Во второй половине стихотворения возникли трудности с нащупыванием рифмы, пришлось дважды перечитывать. Пустая строка перед «В моём мире» немного упростила бы поиск. Когда я вначале читаю про чат, а потом про героев, закончившихся «по велению великого сценариста», первая ассоциация – админ забанил. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«ЧиХАТинцы» | ∆ chajka  | ∆ 1-4. Письмо Ватсона Холмсу из 21 века »»»Комм. «Грёбаном».
Дедукцию давно считают глупой
компьютер и смартфон et cetera...
У техники появилось собственное мнение.
До чего дошёл прогресс, до невиданных чудес! ©
и чёрным расцвела звезда Полынь!
Ну вот, опять я Апокалипсис проворонила...
Хорошая работа с рифмой, но меня не покидает ощущение некоторой натянутости изложения и недостаточной убедительности героя. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Кони в яблоках» | ∆ Женя (Гнедой)  | ∆ 1-12. следы - пледатели »»»Комм. «Штриховал пунктиром», «браток», «пыл бойцовский» в речи ребёнка, не научившегося ещё даже «р» выговаривать, неубедительны. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Овсянка, сэр.» | ∆ monterrey  | ∆ 1-18. Домино »»»Комм. Пассаж про враньё блаженным прозвучал слишком неожиданно. Переносный смысл на этом этапе чтения ещё не виден, а прямой вызывает недоумение.
(Реплика в сторону: не понимаю, зачем носить скорбь о смерти близких людей на конкурс. Вне зависимости от того, реальны описанные события или придуманы, стихотворение выглядит как не совсем кошерная попытка повлиять на мнение голосующих. По этой причине мой эмоциональный резонанс сейчас оказался ниже, чем мог бы при иных обстоятельствах.) | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«ЧиХАТинцы» | ∆ xobbit  | ∆ 2-7. Былинное | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Шерлоки на шпильках» | ∆ Ольга Нежданова  | ∆ 2-10. В ту же воду | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Кони в яблоках» | ∆ Наталья Матвеева  | ∆ 2-12. Верещагин | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Баскерванцы» | ∆ Марина Старчевская  | ∆ 2-13. Постирушка »»»Комм. Простое и педагогически ценное стихотворение для детей. Вот только стирка в синьке – фактическая ошибка. «Следы... очищены» – неудачное сочетание слов. Мне кажется, «хозяйственным мылом» было бы точнее, чем «в хозяйственном мыле», но это уже придирка. И пунктуацию чуть-чуть доработать бы. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Force-forum или Партия контрабасов» | ∆ Гладких  | ∆ 2-15. ...или Притча о лопнувшей избушке | 8 | 4m | | 2 | 4 | 2 | |
«Леди Hooligun» | ∆ Братислава  | ∆ 2-18. Стихия »»»Комм. Не к лицу этому стихотворению формат А4. Оно – обычное. Во всех смыслах обычное: в образном, в житейском, в психологическом... Но, будучи записанным короткой строкой, оно хотя бы позволит отдать автору должное за достойный технический уровень. | 8 | 4m | | 2 | 4 | 2 | |
«Бюро находок Бейкер-Стритт» | ∆ БукваО  | ∆ 3-2. Интроверт »»»Комм. Неожиданный финал. О ком, о чём и зачем это, осталось для меня загадкой. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Песня Гримпенской трясины» | ∆ Самир Аскеров  | ∆ 3-5. Тузик »»»Комм. «Челюсть смыкалась» – верхняя или нижняя? И каким образом?
Ирония приятная, но контекст происходящего совершенно не понятен. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«ЧиХАТинцы» | ∆ Тина Арген  | ∆ 3-6. Август »»»Комм. жалобно воют собаки
на питер
и на луну
фарами наезжая
ищут следы из стали
На кого/что собаки наезжают фарами?
и расстреляли
но не попали
мимо
Казнить нельзя помиловать.
Пассажи про небо и осень хороши. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«ГуДВин & Ко» | ∆ Hellin  | ∆ 3-9. Память снов »»»Комм. Ищу следы своих воспоминаний
На разных полюсах несхожих снов
Если бы не «своих» и «несхожих», я непременно подумала бы, что ЛГ ищет следы чужих воспоминаний в снах, похожих, как две капли воды. Вопрос о том, где у снов полюса, замнём для ясности.
В них слышен плач воды лазурной ранью,
И взмах ресниц, и крики спящих сов
Мощные ресницы с шумом рассекают воздух, а совам снятся кошмары, вот они и орут.
Про князей и князьков – хорошо. В целом – немного отталкивает налёт банальной диванной философии. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«ВарвАры Конана» | ∆ Tortila  | ∆ 3-18. Не уезжай »»»Комм. Четвёртая строка выглядит лишней и чужеродной. Без неё стихотворение только выиграет. | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«ГуДВин & Ко» | ∆ Ди  | ∆ 4-8. Отель | 8 | 4m | | 2 | 3 | 3 | |
«Force-forum или Партия контрабасов» | ∆ Александра Одрина  | ∆ 1-19. Осень на двоих »»»Комм. Финал замечательный, но само стихотворение затянуто, есть штампы. «Мысли – милость» – рифма сомнительного качества. | 7 | 5m | | 2 | 3 | 2 | |
«Песня Гримпенской трясины» | ∆ Лю  | ∆ 2-3. Распахнуты в зиму двери »»»Комм. « Ветра небеса полощут», «следы от июльских радуг - в дожде под фонарным кругом», «распахнуты в зиму двери» – интересно (правда, предлог от лишний). Остальное скучно и стандартно. | 7 | 5m | | 2 | 3 | 2 | |
«Внуки миссис Хадсон» | ∆ Роксана Ланд  | ∆ 2-5. Конкиста »»»Комм. «В побеждённых клинками вбивали», «где там были» – амфиболия. Изложение негладкое, чувствуется подгонка под рифму и размер. Я поставила бы 2,5 балла за технику-язык, но дробные оценки запрещены, поэтому округляю. | 7 | 5m | | 2 | 3 | 2 | |
«Лохматые глюки» | ∆ Олег Юшкевичъ  | ∆ 3-1. бездомные »»»Комм. «Мне с каждым годом нравятся коалы» – всё больше или всё меньше нравятся?
«Но впрочем, вечерами, снова пьют...» – непорядок с запятыми.
«Следы от неотложки в дымке сумерек» – предлог ни к чему.
«Стариков – домов», «зверёк – городок», «сидит – спит» и одна неравносложная рифма на всё стихотворение «сумерек – умер» – не ахти.
«Заросли домов» – хорошо. | 7 | 5m | | 2 | 2 | 3 | |
«Идущие по кривой» | ∆ Натико  | ∆ 3-3. Охота на охотника | 7 | 5m | | 2 | 3 | 2 | |
«Внуки миссис Хадсон» | ∆ Вячеслав Дворников  | ∆ 3-10. Страшное | 7 | 5m | | 2 | 3 | 2 | |
«Овсянка, сэр.» | ∆ Элли  | ∆ 4-4. Жизнь собирать по пазлам... »»»Комм. Больше нет слова "двое"
Заданный ритм заставляет читать слово «нет» без ударения, а оно требует интонационного выделения. Может, «Нет больше слова "двое"»?
Финал хорош (если отвлечься от инверсии в последней строке), но подводка к нему порядком заштампована. После «протянешь» предпочтительнее было бы тире вместо запятой. Последнюю строку я предложила бы поменять на «кто-то посланный свыше» (ничего страшного, что ритмический рисунок немного изменится: это позволит ей прозвучать мягче и весомее).
И с мерцающими точками над ё разобраться бы. То есть, то нет... | 7 | 5m | | 2 | 2 | 3 | |
«Баскерванцы» | ∆ Целия  | ∆ 4-5. Ярлык »»»Комм. Но сколько доказать подобное не попробуй,
Наверное, «ни пробуй»? | 7 | 5m | | 2 | 2 | 3 | |
«Кони в яблоках» | ∆ Влад Деми  | ∆ 4-7. Капернаум* | 7 | 5m | | 2 | 3 | 2 | |
«Бюро находок Бейкер-Стритт» | ∆ Talya Na  | ∆ 1-3. Зуугин Нохой* »»»Комм. Мы дочитали сказку «Жили-были».
Увы, конец фатален и внезапен.
Надежда на нефатальный конец сказки «Жили-были», увы, не оправдалась. Но радует то, что, несмотря на его внезапность, собака обстоятельно анализирует своё самочувствие, перебирает воспоминания и строит планы на будущее.
Когда затихнет на закате «Аве»
В этом месте пафос зашкаливает, переходя в комизм. Не многовато ли чести собаке? И стоит ли вообще смешивать Рим и Тибет?
И, может быть, однажды жизнь другая
Сведёт с тобой. Развей мой прах в Тибете
Боюсь, не сведёт. Потому что (цитата) «после смерти его нужно похоронить на самой высокой точке, головой к югу, дабы в следующей жизни он обрел рождение в Тибете», а пёс заказал кремацию.
Смешное стихотворение. Начало ещё более-менее, но потом чрезмерный пафос убил всё живое. | 6 | 6m | | 2 | 3 | 1 | |
«Бюро находок Бейкер-Стритт» | ∆ Галья Рубина-Бадьян  | ∆ 2-1. Суицидальное »»»Комм. Сплошь общие слова с претензией на метафоричность. Две финальные строки самодостаточны (хотя «огромная» – не самое удачное определение к «жизни»). | 6 | 6m | | 2 | 3 | 1 | |
«Бейкерс-трио» | ∆ Жиль де Брюн  | ∆ 2-6. Слова »»»Комм. Первые шесть строк – логаэд с ритмическим рисунком - ! - - ! - - ! - - ! - ! -. Из-за инерции ритма в седьмой строке происходит отчётливый сбой ударения: «Словáмu казнúли, венчáли uмú на цáрство». Строк, выбивающихся из взятого вначале размера, в стихотворении немного. На мой взгляд, есть смысл привести весь текст к логаэду. Если это сложно, то надо хотя бы «растрепать» ритмический рисунок первых строк.
Слова сопрягали растянутое пространство
Людской ойкумены, таинственной и огромной.
Словами казнили, венчали ими на царство.
Слова были властью, крепостью, обороной.
Все прилагательные и причастие в этой строфе лишние. «Людская ойкумена» – вообще тавтология. Не обозначена разница между крепостью и обороной: если подразумевалась пассивная оборона, то странно видеть в перечислении соседство слов, почти идентичных по смыслу; если активная – недостаёт информации, позволяющей понять это. Если же «оборона» подразумевалась как уточнение к «крепости», то после «власти» нужен союз и.
Не хватает запятой после сравнительного оборота. После «почтой» запятая ни к чему, я убрала бы её или заменила на тире.
Финальная строфа – провальная. Смысл в целом понятен, но сформулирован неловко.
«Но вот зазвучали слова человечьей речи – // И сложное стало простым, а простое сложным», «Слова приживались в душах, как зёрна в почве – // Следы оставляли, идеями прорастали», «И были порою нужней оружейной стали» – вот здесь хорошо. | 6 | 6m | | 2 | 2 | 2 | |
«Идущие по кривой» | ∆ Алиса Корвин  | ∆ 2-16. Beta Canes Venatici и астроном-недоучка »»»Комм. До оскомины надоевший сюжет: особь женского пола милостиво одаривает своей любовью мужчину, которому она абсолютно не интересна и не нужна, строит грандиозные планы на совместное будущее и презрительно, свысока ставит ему условия, как надо выслужиться и чего достичь, чтобы завоевать её царственное расположение. Собственной воли у мужчины не предполагается: назначен избранником? – вот и соответствуй требованиям госпожи. О своей ненужности дама и мыслей не допускает, она по умолчанию – звезда и даже светило. Читать противно, ей-богу... Сколько таких стихов уже было? Меняются декорации, слегка варьирует степень грандиозности героини и ничтожности героя, а по сути – те же яйца, только в профиль. Ладно ещё, когда в стихотворении есть какие-то художественные находки или свежие мысли. В этой работе я кое-как отыскала лишь одну: «Но звёздам, представьте, видятся сны, // Как если б они были просто влюблёнными». Благодаря ей – один балл с натяжкой. | 6 | 6m | | 2 | 3 | 1 | |
«Туманы Лондона» | ∆ Sade  | ∆ 3-12. Бессобачья жизнь »»»Комм. Трутся а памяти следы
Один о другой? Или всё же «стираются»? И опечатку бы убрать...
он был врединой огромной,
...
тявкал громко по ночам
Может, лучше нейтральное «гавкал»? «Огромной» воспринимается поначалу как размер пса, а не как степень вредности («короткие лапки» появятся лишь ниже по тексту). Поэтому воображение рисует огромную собаку, тявкающую голосом моськи.
сторож, блин, в коротких лапках,
глаз медовая печаль.
Загадка, однако: то ли сторож увешан лапками со всех сторон, то ли сконцентрирован внутри них.
Ох уж эти инверсии! О слушателях подумайте. Услышав «глаз – медовая печаль», они представят себе пса-инвалида.
«Медовая печаль» – замечательный образ.
те же уши-лапы-хвост
Собачьи?! На кошке?.. Свят-свят-свят! | 6 | 6m | | 2 | 2 | 2 | |
«Мафия Дойля» | ∆ Таина Ким  | ∆ 3-15. Сделка »»»Комм. В окно угрюмо уткнулась туча мордахой пёсьей.
Стилистически разнородная лексика.
Прищёлкнув пальцем, зажгла светильник
Прищёлкнув одним пальцем? Картинка из той же оперы, как и смыкающаяся челюсть в одном из предыдущих стихотворений.
В часах кукушка заголосила огромной выпью
Часы были размером с русскую печь. Рост большой выпи – порядка 70 сантиметров. А уж огромная, наверное, не меньше метра будет. Понимаю, конечно, что надо как-то использовать заданное слово. Но не настолько же нелепым образом!
От сновидений и глупых страхов следы пропали.
Ай какая отчётливая ритмическая втычка... Ещё и двусмысленность появляется: следы пропали по причине сновидений и глупых страхов.
Выражения «от чего-то не осталось и следа» и «пропали следы от чего-то» далеко не всегда означают одно и то же. Стесняюсь спросить, какого цвета были следы от страхов.
Цезура вначале аккуратно выдержана, потом плавает. Сюжет банален до оскомины, но проблески художественности вытягивают стихотворение на сносный уровень. Рассвет, потёкший на землю по ладони Бога, по-настоящему хорош. | 6 | 6m | | 2 | 2 | 2 | |
«Force-forum или Партия контрабасов» | ∆ Владимир Алексеев  | ∆ 3-16. Тургеневская осень | 6 | 6m | | 2 | 2 | 2 | |
«Force-forum или Партия контрабасов» | ∆ maarv  | ∆ 4-3. Не скоро - после листопадов | 6 | 6m | | 2 | 2 | 2 | |
«Туманы Лондона» | ∆ Таня Новикова  | ∆ 1-5. Писать тебе... »»»Комм. Писать тебе...
...
про тём и свет
Про Тём и Свет, про Яш и Даш, про Харитонов и Наташ.
Правильно, «про тьму» неинтересно, новаторы не ищут лёгких путей.
Пока внутри бушует соль-диез,
(мажор-минор – какой из них неважно)
А снаружи недоумевают читатели в тщетной попытке представить себе это и остаться серьёзными.
А в это время Бог войдёт во двор
разгадывать божественный кроссворд, (молодец какой: сам придумал, сам разгадывает)
где “ялюблю” стоит по вертикали, (но уж больно криво придумал)
стих сложит про твоё-моё житьё («чтоб служила мне рыбка золотая и была у меня на посылках», ибо нефиг тут кроссвордами баловаться, есть дела поважнее)
и слово, как то самое ружьё
Ритмическое ударение не совпадает с интонационным.
Неаккуратная пунктуация стихотворения эффектно оттеняет смысловую небрежность. «Слово... бабахнет обязательно в финале» могло бы стать находкой на контрасте с «в начале было Слово», но не судьба: затерялось среди сумбура. | 5 | 7m | | 2 | 2 | 1 | |
«ВарвАры Конана» | ∆ Впленуиллюзий  | ∆ 1-6. Мечты и явь »»»Комм. Люблю за книжкой помечтать,
всё наяву как будто вижу:
расстались мы с тобой опять…
Героиня любит помечтать о новом расставании? Мадам знает толк в извращениях.
целуешь робко, но следы
от поцелуев будоражат…
А, ну, если «робко», то «следы от поцелуев» – не про засосы. Видимо, про губную помаду.
Общее впечатление: речь автологична, формулировки стандартны, средства художественной выразительности используются по минимуму. Инверсии заметны, но не особенно мешают, кроме одной: «покажет кузькину мне мать» звучит некрасиво. | 5 | 7m | | 2 | 2 | 1 | |
«ГуДВин & Ко» | ∆ Вика Корепанова  | ∆ 1-11. О листве и обо мне »»»Комм. Меня заинтересовало название, мне понравилось идея – сравнение ЛГ с опавшей листвой. Но шаблонные красивости быстро убили желание читать. Такое ощущение, что лексика стихотворения взята из «джентльменского набора» лирично настроенных барышень. Индивидуальности, авторского голоса – ноль. Обращает на себя внимание переизбыток прилагательных, перечислений, ненужных уточнений (невольно вспомнилось некрасовское: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно»).
Запятые после «несмело» и «воскресший» не нужны.
Сдвиг «как ни» превращает безобидную строку в «Но с приходом дождей – меланхолия. Какни, досадуй». | 5 | 7m | | 2 | 2 | 1 | |
«Туманы Лондона» | ∆ Павел Якушев  | ∆ 2-2. Следы («Ты видел свет, и страх, и чудеса...») »»»Комм. Много сумбурных слов непонятно о чём и о ком.
«Окончен – хроник» – слишком неточная рифма.
«Теперь иное время в темноте // летит спиралью» – теперь я знаю о полётах времени всё. | 5 | 7m | | 2 | 2 | 1 | |
«ГуДВин & Ко» | ∆ Сергей Кодес  | ∆ 2-11. Небольшой эпизод из жизни Вселенной »»»Комм. Так и видится неопытный, но прилежный экспериментатор младшего школьного возраста... И лексика в основном соответствующая, и описанные действия, и пространные пояснения, и оправдания. Сравнительно слабая техника стихосложения органично дополняет этот образ.
«Решил поступить не как бог, – как поэт» – вот тут удачная находка. | 5 | 7m | | 2 | 2 | 1 | |
«Овсянка, сэр.» | ∆ ПоэтСтихов  | ∆ 3-4. Ещё не вечер »»»Комм. Избитая тема, сумбурное и невнятное изложение, отдельные формулировки на грани перлов (особенно хороша капля с клыками), нелепая ссылка. | 5 | 7m | | 2 | 2 | 1 | |
«Песня Гримпенской трясины» | ∆ Ирина Корнетова  | ∆ 1-13. Двое в темной комнате в поисках черной кошки »»»Комм. Это стихотворения я охарактеризовала бы как сумбурный антиреализм. Лирическая героиня – самовлюблённая Великая Училка в стадии обострения любовного голода и фантазий о своей влиятельности. Герой изображён бесхребетным существом, статистом, призванным выгодно оттенять её грандиозность (в лучших традициях худших «дамских» романов). Диалог между ними неестественен настолько, что Станиславский озвучил бы своё коронное «Не верю!» раз десять, не меньше. О какой художественной ценности здесь можно говорить? Соответственно, и эмоциональный резонанс – со знаком минус.
Сама по себе идея стихотворения (поиск былой любви, напоминающий поиск чёрной кошки в тёмной комнате) очень даже неплоха. Но её раскрытие, на мой взгляд, не просто не удалось, а не удалось от слова «совсем».
«Следы – Вы» – бедная рифма. | 4 | 8m | | 2 | 3 | 0 | -1 |
«Лунохолмсы» | ∆ Гера Шторм  | ∆ 3-14. Чужие дали »»»Комм. Чужие дали
А свои не стали давать.
Казенной кирзой всю поступь стёрло
Метафора сомнительного качества.
Доносит эхо расстрелы неба
Стреляли в воздух, а не во врагов народа? Молодцы какие.
а мать-старушка
то небо молит – от пуль свирепых
укрыть макушку
сыночка
В другие части тела пули, как известно, не попадают. Впрочем, если всем кагалом стрелять в небо – чья-нибудь макушка вполне может пострадать.
Стихотворение почти целиком – мешанина из штампов, как речевых, так и сюжетных. Но «мы вне отчизны» – удачная находка. | 4 | 8m | | 2 | 2 | 1 | -1 |
«Лунохолмсы» | ∆ Сергей Чел  | ∆ 4-2. В пустыне »»»Комм. Изложение негладкое, скомканное, с причудливыми формулировками – чувствуется, что содержание натужно подгонялось под рифму и размер. Редкостного размаха стилистическая эклектика и неточное, а подчас и ошибочное словоупотребление превратили стихотворение в вычурную забавную мешанину, подарок для пародиста.
Запряталась тень в песок и скулила.
Даже страшно представить себе это.
От ноши и зноя в трещинах жилы.
Что растрескалось: кровеносные сосуды или сухожилия?
Гремучая смесь кишела тьма-тьмущей,
Кровавое море* ветром певучим
Более чем странное употребление глагола «кишеть».
«Тьмой-тьмущей» (склоняются обе части).
Собаки сбежали – сделки рушимы.
Надо было заключать сделку с собаками письменно, а не устно договариваться. Теперь фиг что докажешь.
«Мы ждали дождя, как манны небесной», «истошная тишь» – вот здесь хорошо (но, к сожалению, вторично). | 4 | 8m | | 2 | 1 | 1 | |
«Туманы Лондона» | ∆ Марго Сергеева  | ∆ 4-6. Багульник »»»Комм. Ни рыба ни мясо, ни верлибр, ни нормальные стихи. Что за «неведома зверушка»? Неоригинальная претензия на создание туманной картины стандартными штрихами. Обнаружилось три рифмы: «пить – погубить», «эти – дети», «враки – собаки». Негусто. | 4 | 8m | | 2 | 1 | 1 | |
«Идущие по кривой» | ∆ Георгий Волжанин  | ∆ 1-14. Полночь на весах »»»Комм. Прошу прощения, но это не стихи, а вербальная каша ни о чём. Обилие неполных предложений, в которых подчас отсутствуют значимые слова, не только делает текст сумбурным и рубленым, но и затрудняет местами понимание синтаксических связей. | 3 | 9m | | 2 | 1 | 0 | |
«Овсянка, сэр.» | ∆ Варя  | ∆ 2-9. Туманное утро »»»Комм. «Огромной ладошкою» – шедеврально.
Если довести со ума орфографию, пунктуацию и рифмы, убрать втычки ради размера, причесать грамматические времена, выстроить композицию, добавить повествованию ясности, связности и смысла – может получиться читабельное стихотворение. | 1 | 10m | | 2 | 1 | 0 | -2 |